Владислав Фельдблюм
Прозорливость Маркса
(о статье в американском журнале «Rolling Stone»)
Во-первых, речь идет о кризисах капитализма, о его хаотической природе. В нашу эпоху сплошь и рядом мы наблюдаем то, что Маркс называл «фиктивным капиталом», то есть финансовые обязательства, не обеспеченные реальной товарной массой. Именно это стало причиной краха рынка недвижимости в 2008 году. Нарастающее неравенство привело к сокращению доходов многих малообеспеченных американцев. Это заставило их еще глубже влезть в долги. Когда же ипотечные заемщики массово перестали выполнять обязательства по выплате кредитов, фасад этого дворца рухнул, как и предсказывал Маркс.
Во-вторых, Маркс предупреждал, что склонность капиталистов рекламировать по сути ненужные товары со временем приведет к превращению потребителя в «изобретательного и расчетливого раба нечеловечных, изощренных, неестественных и надуманных желаний». Это – жесткая, но точная характеристика современных американцев. Они наслаждаются невероятной роскошью и постоянно испытывают потребность приобретать новые вещи. Взять, к примеру, айфон-5S, который вы, возможно, уже купили. Неужели он и в самом деле намного лучше айфона -5, который вы купили в прошлом году, или айфона-4S, купленного вами еще раньше? Какая это потребность – настоящая или мнимая?
В-третьих, автор говорит о таком явлении, как глобализация рынков. Постоянная потребность в расширении рынков сбыта своей продукции гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду она должна внедриться, всюду обосноваться, всюду обзавестись связями. Маркс говорил об этом еще за 100 лет до нынешней глобализации. Беспрестанный поиск новых рынков, дешевой рабочей силы и природных ресурсов – это «звери, которых необходимо непрерывно кормить».
В-четвертых, в отличие от приверженцев теории вечной, естественной и свободной конкуренции, Маркс утверждал, что вся власть в конечном итоге сконцентрируется в руках немногих корпораций-монополистов. Они начнут бороться друг с другом. В ХХ веке эта предсказанная Марксом тенденция стала быстро нарастать. Семейные магазинчики стали вытесняться супермаркетами-монополистами, на смену мелким банкам пришли крупные мировые банки, а мелкие фермерские хозяйства разорялись под гнетом сельскохозяйственных корпораций. Политики на словах борются с этим и принимают антимонопольные законы. Но все понимают, что большой бизнес – это навсегда.
В-пятых, подтвердилась предсказанная Марксом тенденция к социальному расслоению и росту безработицы. Капиталист стремится платить за труд как можно меньше, и это проще делать, если существует безработица. Прибыли корпораций растут, повышается производительность труда, и это не побуждает компании что-либо предпринимать для уменьшения количества безработных. Работники боятся потерять свои места и не рискуют диктовать работодателю свои условия.
В заключение автор обращает внимание на тот факт, что в современном мире почти не осталось стран, где нет прогрессивной системы налогообложения, необходимость которой тоже предсказал Маркс. В США прогрессивный налог стал одним из инструментов, с помощью которого борются с неравенством доходов. Автор заканчивает статью словами: «Сегодня в мире неслыханного богатства и безнадежной нищеты, где 85 самых богатых людей планеты имеют больше средств, чем 3 миллиарда бедняков, знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Вам нечего терять кроме своих цепей» так и не утратил своей актуальности».
Что можно сказать об этой статье? Очень хорошая статья! Настолько хорошая, что не возникает желания в чем-то возражать автору, хотя возражения имеются. Самое примечательное в том, что эта статья написана и опубликована в США. И это является убедительным доказательством непреходящего влияния марксизма в общественном сознании, даже в самой богатой стране современного капитализма.
Ярославль, февраль 2014 г.
